Нескончаемое противостояние между эгоистичными мотивами личной выгоды и социально‑культурными аспектами эволюции: альтруизма, морали, этики. Так же, как вечно можно смотреть на горящий огонь, можно вечно спорить на эту тему) А место дислокации истины - всем известно...
Пока человек находится вне ситуации, которую он оценивает, его способ мышления кардинально отличается от "думалок" того, кто находится внутри ситуации. У того, кто внутри ситуации, особенно если ситуация критическая, мышление действует по принципу "здесь и сейчас" (сначала я, а потом остальное). Тот, кто вне ситуации, в зависимости от степени развитости собственной эмпатии, оценивает с точки зрения рациональности или морали, в степени, присущей самому оценщику. При этом, человек всегда склонен более критично относится к поступкам другого человека, нежели к собственным. Ну, а как же иначе-то - самосохранение)
Если по сабжу, то перспективка остаться в одиночестве на борту космического корабля еще лет этак 60 - такая себе радость) При наличии выбора, герой фильма был просто обречен на принятие решения разбудить понравившуюся девушку. Сработало "сначала я". Осталось только рационализировать свое решение, чтобы заткнуть совести рот. Это было не сложно: с такой метеоритной активностью, корабль мог тупо не долететь до пункта назначения. Так почему бы этой девушке не прожить гарантировано жизнь сейчас, чем, вероятно, погибнуть в капсуле крио-сна и не долететь до счастливого будущего.
Хоп!.. и из эгоиста, герой превращается в спасителя
Да.
Но при отсутствии альтернативы ты берешь то, что имеется. При этом, девушка вполне могла разбудить себе кого-нибудь, например, по-красивше. Но не сделала этого. Значит, предложенное - устраивало.